Вопрос:
В Казахстане исключили ряд импортных товаров из госзакупок на два года.
Ответ:
Правительство Казахстана приняло постановление от 16 марта 2024 года "О некоторых вопросах установления изъятия из национального режима"

Так, говорится, что при осуществлении государственных закупок установлено изъятие из национального режима:

✔️ товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, не производимых на территории РК;

✔️ товаров химической промышленности, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, не производимых на территории РК, а также работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными потенциальными поставщиками;

✔️ товаров металлургической промышленности, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, не производимых на территории РК, а также работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными потенциальными поставщиками;

✔️ товаров строительной промышленности, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, не производимых на территории РК, а также работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными потенциальными поставщиками;

✔️ продовольственных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, не производимых на территории РК.
К участию в государственных закупках допускаются физические и юридические лица, находящиеся в реестре отечественных производителей товаров, работ и услуг.

Постановление вводится в действие с 18 марта 2024 года и действует в течение двух лет.

Еще одним постановлением правительства от 16 марта 2024 года при осуществлении государственных закупок изымаются из национального режима:

✔️ товары мебельной промышленности, происходящие из иностранных государств, за исключением товаров, не производимых на территории РК, а также работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными потенциальными поставщиками;

✔️ товары машиностроительной отрасли, происходящие из иностранных государств, за исключением товаров, не производимых на территории РК.

Изъятие из национального режима – это ограничение доступа иностранных потенциальных поставщиков к участию в государственных закупках определенных товаров (работ, услуг). Оно устанавливается в целях защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей.

Дата ответа: 19.03.2024 года. Источник.
Вопрос:
Кто обязан выписывать ЭСФ с 2023 года? Перечень лиц расширен.
Ответ:
В статью 412 НК РК с 2023 года вносятся изменения в части дополнения лиц, кто обязан выписывать ЭСФ. Такая норма прописана в принятом Законе «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».

В статье 412 добавляется пп.10) и 11), кто ОБЯЗАН выписывать счет-фактуру (ЭСФ) с 2023 года:

Статья 412. Общие положения
1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру:

1) плательщики налога на добавленную стоимость, предусмотренные подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 настоящего Кодекса;

2) налогоплательщики в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в целях реализации международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан;

3) комиссионер, не являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость, в случаях, установленных статьей 416 настоящего Кодекса;

4) экспедитор, не являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость, в случаях, установленных статьей 415 настоящего Кодекса;

5) налогоплательщики в случае реализации импортированных товаров;

6) структурное подразделение уполномоченного органа в области государственного материального резерва при выпуске им товаров из государственного материального резерва;

7) налогоплательщики, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, в случае реализации товаров, которые поступили в модуль "Виртуальный склад" информационной системы электронных счетов-фактур к таким налогоплательщикам;

8) юридические лица-резиденты (за исключением государственных учреждений и государственных организаций среднего образования), нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, не зарегистрированные в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан, по гражданско-правовой сделке, стоимость которой превышает 1000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения такой сделки.

Настоящий подпункт применяется при осуществлении гражданско-правовых сделок между субъектами предпринимательства, за исключением случаев, когда покупателем является лицо, применяющее специальный налоговый режим на основе патента, упрощенной декларации или для крестьянских или фермерских хозяйств;

9) налогоплательщики – по услугам международной перевозки грузов.

10) юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для осуществления деятельности по подтверждению соответствия, определенное законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании;

11) налогоплательщик, являющийся таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем складов временного хранения, владельцем таможенных складов и уполномоченным экономическим оператором в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Положения настоящего пункта не применяются при реализации личного имущества физическим лицом, в том числе физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой.
Дата ответа: 24.04.2024 года. Источник.
Вопрос:
К участию в госзакупках не будут допускать без заключения антимонопольного органа с 1 мая 2023 года.
Ответ:
Об этом предупредили в Министерстве финансов РК.

Министерство финансов РК сообщает, что в соответствии с подпунктом 27) пункта 3 статьи 39 Закона РК «О государственных закупках» государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случае приобретения государственным органом товаров, работ, услуг при наличии заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг у акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, 100 процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и государственных предприятий, в отношении которых он осуществляет управление в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, соответствующие полномочия которых, в том числе государственного органа, установлены законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан.
Требование по наличию заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг, не распространяется на приобретение товаров, работ, услуг у организаций, обеспечивающих деятельность органов национальной безопасности, избирательных комиссий.

В целях актуализации перечня поставщиков с учетом требований законодательства о государственных закупках, а также обеспечения правомерного заключения договоров в рамках подпункта 27) пункта 3 статьи 39 Закона необходимо предоставить в Министерство финансов в срок до 1 мая 2023 года заключение антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг.

При этом отмечаем, что по результатам проведенной работы по актуализации списка с 1 мая 2023 года поставщики, не представившие соответствующие заключения антимонопольного органа, будут исключены из перечня поставщиков, с которыми заказчики были правомочны заключать договоры о государственных закупках в рамках подпункта 27) пункта 3 статьи 39 Закона.

Заявки на включение поставщиков в список необходимо представлять в Министерство на основании официальных писем с заполненными сведениями по прилагаемой форме и приложением соответствующего заключения антимонопольного органа.
Дата ответа: 14.03.2023 года. Источник.
Вопрос:
Освобождение от НДС реализации бытовых приборов, приборов бытовой электроники, а также их компонентов.
Ответ:
Комитетом МИИР РК разработан и вынесен на всеобщее обсуждение Перечень бытовых приборов и (или) приборов бытовой электроники, а также их компонентов, реализация которых освобождается от налога на добавленную стоимость.

В ходе изучения потенциала по релокации производств, которые были расположены в Российской Федерации, то основными возможными направлениями с высоким экспортным потенциалом являются пищевая промышленность, автомобилестроение, вагоностроение и производство бытовой техники. Производство по данным направлениям, за исключением выпуска бытовой техники, на сегодняшний день в Казахстане имеется и развивается.

На текущий момент максимальный потенциал развития отрасли составляет 8,95 млрд. долларов, из которых 7,97 млрд. – экспорт. При реализации данного потенциала в отрасли могут быть созданы до 30 000 рабочих мест.
Ведущие компании производители бытовой техники ищут возможность релокации производств и официальных представительств в одну из стран Центральной Азии.

Однако, наряду с Казахстаном потенциальным рынком для релокации производств является Республика Узбекистан, где уже имеются действующие предприятия по производству бытовых приборов, включая ОЕМ (заказное производство для других брендов). Кроме того, в Узбекистане действует программа развития электротехнической промышленности, программа повышения конкурентоспособности отечественной продукции (включает льготы, преференции и субсидии) и имеется квалифицированный рабочий персонал. Для развития отрасли принято отдельное постановление Президента Республики Узбекистан.

Одним из ключевых факторов для организации производства является наличие инвестиционных условий, включая льготу по освобождению произведенной продукции от НДС на реализацию от производителя до конечного покупателя. При создании таких условий, Казахстан увеличит размещение производственных площадей по производству бытовой техники.

В этой связи, Законом Республики Казахстан от 21 декабря 2022 года № 165-VII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» приняты соответствующие изменения в Налоговый кодекс в части освобождения оборотов по реализации бытовых приборов и (или) приборов бытовой электроники, а также их компонентов от налога на добавленную стоимость.
В связи с вышеизложенным, разработан проект приказа в соответствии с подпунктом 53) статьи 394 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».

В рамках данного приказа будет утвержден перечень бытовых приборов и (или) приборов бытовой электроники, а также их компонентов, реализация которых освобождается от налога на добавленную стоимость.

Перечень бытовых приборов и (или) приборов бытовой электроники, а также их компонентов, реализация которых освобождается от налога на добавленную стоимость.

Cкачать перечень.

Дата ответа: 17.02.2023 года. Источник.
Вопрос:
Для освобождения от НДС при импорте не потребуются данные о навигационных пломбах.
Ответ:
На портале egov.kz «Открытые НПА» опубликован проект приказа Заместителя Премьер-Министра – Министра финансов РК «О внесении изменения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 29 марта 2021 года № 262 «Об утверждении Правил и условий применения освобождения от налога на добавленную стоимость при импорте товаров, по которым изменен срок уплаты косвенных налогов и исполнены требования», который будет находиться на публичном обсуждении до 20 февраля 2023 года.

Проект приказа разработан в целях приведения в соответствие с приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 24 июня 2022 года № 623 в части исключения норм по электронным идентификаторам (навигационным пломбам).

В связи с этим при представлении заявления на корректировку ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, в части изменения способа оплаты с отсрочки платежа на освобождение от уплаты НДС отражение номера и даты установки и снятия электронных идентификаторов (навигационных пломб) не требуется. Соответствующая поправка внесена в подпункт 1) пункта 3 Правил применения освобождения от НДС при импорте товаров:

«3. В случае выполнения условий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, декларант не позднее 3 (трех) рабочих дней до истечения срока, указанного в пункте 10 статьи 49 Налогового кодекса, представляет в ОГД:

1) заявление на корректировку (в произвольной форме) ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, в части изменения способа оплаты с отсрочки платежа на освобождение от уплаты НДС, с отражением номера и даты установки и снятия электронных идентификаторов (навигационных пломб);».

Планируется, что постановление будет введено в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Дата ответа: 08.02.2023 года. Источник.
Вопрос:
Утверждение перечня товаров, по которым электронные счета-фактуры выписываются посредством модуля «Виртуальный склад» информационной системы электронных.
Ответ:
Перечень товаров,
по которым электронные счета-фактуры выписываются посредством модуля «Виртуальный склад» информационной системы электронных счетов-фактур (скачать);
Дата ответа: 27.01.2023 года. Источник.
Вопрос:
Где можно посмотреть задолженность по ОПВ, ОППВ, по состоянию на 1 января 2023 года?
Ответ:
Список агентов, имеющих задолженность по ОПВ, ОППВ, не погашенную в срок более 6 и месяцев со дня ее возникновения (скачать);
Дата ответа: 24.01.2023 года. Источник.
Вопрос:
Упрощенный возврат суммы превышения НДС участникам зернового рынка. Пилотный проект продлили.
Ответ:
Продлить сроки пилотного проекта по упрощенному возврату суммы превышения НДС участникам зернового рынка решили в Комитете госдоходов МФ РК согласно приказа № 1334 от 28.12.2022 года "О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 17 ноября 2021 года № 1188 «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по упрощенному возврату суммы превышения НДС участникам зернового рынка», сообщает Учет.kz.

Согласно приказу, пилотный проект по упрощенному возврату суммы превышения НДС участникам зернового рынка реализуется на территории Республики Казахстан с 1 декабря 2021 года по 30 июня 2024 года в отношении участников зернового рынка.

Возврат превышения НДС в рамках пилотного проекта осуществляется по суммам, возникшим в налоговых периодах с III квартала 2021 года по IV квартал 2023 года.

Пилотный проект по упрощенному возврату суммы превышения НДС субъектам зернового рынка. Как присоединиться?

Почему продлен пилотный проект?

Согласно подпункту 2) пункта 5 Правил, в случае отсутствия банковской гарантии возврат суммы превышения НДС осуществляется органом государственных доходов по выбору экспортера в следующие сроки в течение 100 (ста) календарных дней после проведения камерального контроля.

При этом течение срока возврата суммы превышения НДС начинается после истечения тридцати календарных дней со срока, установленного Налоговым кодексом, для представления декларации по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Налогового кодекса.

Действующий срок окончания пилотного проекта не позволяет провести полноценный анализ налоговых периодов, в которых произведено производство зерна и его экспорт. Также продление срока пилотного проекта позволит привлечь к участию большее количество участников зернового рынка.

Учитывая специфику производства и реализации зерна на зерновом рынке, принято решение в рамках пилотного проекта для целей определения постоянной реализации установить срок два (два) последовательных налоговых периода.
Так, основная доля экспортных операций приходится на III и IV кварталы календарного года после сбора урожая, тогда как I и II кварталы отведены для подготовки к посевной, и экспорт зерновой продукции практически отсутствует.

При этом в действующей редакции одним из критериев для применения упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость служит постоянная реализация на экспорт не менее 70 процентов в общем облагаемом обороте в течение 3 (трех) последовательных налоговых периодов, что практически исключает возможность успешной реализации пилотного проекта.
Дата ответа: 10.01.2023 года. Источник.
Вопрос:
Временно ввезенные товары сроком более 2-х лет признаются облагаемым импортом.
Ответ:
С 1 января 2023 года пункт 5 статьи 440 Налогового кодекса дополнен частью пятой и будет действовать в следующей редакции:

«5. Не является облагаемым импортом:

1) временный ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза, которые в последующем будут вывезены с территории Республики Казахстан без изменения их свойств и характеристик;
2) ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза без изменения свойств и характеристик, которые ранее были временно вывезены на территорию государств-членов Евразийского экономического союза.

Положения настоящего пункта применяются при временном ввозе товаров:

1) по договорам имущественного найма (аренды) движимого имущества и транспортных средств;
2) на выставки и ярмарки.

Положения настоящего пункта не распространяются на транспортные средства, посредством которых оказываются услуги по международным перевозкам, предусмотренным пунктом 2 статьи 387 настоящего Кодекса.

В случае реализации товаров, указанных в настоящем пункте, ввоз таких товаров признается облагаемым импортом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по импортированным товарам с даты принятия на учет таких товаров в порядке и размере, которые определены настоящим Кодексом.

В случае нахождения временно ввезенных товаров на территории Республики Казахстан более двух лет с даты ввоза ввоз таких товаров признается облагаемым импортом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по импортированным товарам с даты принятия на учет таких товаров в порядке и размере, которые определены настоящим Кодексом.».

Таким образом, в случае наличия у налогоплательщика временно ввезенных товаров, по которым ранее была предоставлено Уведомление о ввозе (вывозе) товаров, налогоплательщику следует оценить срок пребывания таких товаров на территории Республики Казахстан и предпринять необходимые действия до 1 января 2023 года во избежание нарушения новых норм налогового законодательства и доначисления налоговых обязательств.

Изменения внесены Законом РК от 21 декабря 2022 года № 165-VII.
Дата ответа: 27.12.2022 года. Источник.
Вопрос:
Срок выписки ЭСФ изменили с 2023 года в Казахстане.
Ответ:
Сроки выписки ЭСФ с срока исковой давности планируют изменить на определенный срок выписки ЭСФ. Такая норма прописана в принятом Законе «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».

В настоящее время срок обращения покупателя за выпиской счета-фактуры постфактум в случаях, когда в момент реализации продавец имеет право его не выписывать, либо ограничен сроком исковой давности, либо не регламентирован вообще. Такая ситуация влечет существенную административную нагрузку на продавцов, поскольку при каждой выписке счета-фактуры постфактум продавец обязан представить дополнительную Ф.300 (Декларацию по НДС). При выписке в течение последнего года срока исковой давности у продавца также увеличивается срок исковой давности на 1 год. Тем самым продавец несет дополнительные издержки по вине позднего обращения покупателей.


Поскольку входящие счета-фактуры необходимы только для субъектов бизнеса и не затрагивают интересы физических лиц в целях:

1) снижения административной нагрузки на поставщиков;
2) исключения негативных последствий для поставщиков;
3) повышения налоговой дисциплины субъектов бизнеса, являющихся покупателями, предлагается предусмотреть ограниченный срок обращения покупателей за выпиской счетов-фактур.
В связи с этим планируется внести изменения в статьи 412 и 413 НК РК, которые планируют ввести с 1 января 2023 года, в части установления сроков выписки ЭСФ:

Иными словами, если, к примеру, согласно пп. 1,2 пункта 13 статьи 412 НК Поставщик НЕ обязан выписывать ЭСФ, то Покупатель может обратиться к Поставщику в течение 180 к.д. с даты совершения оборота (определяемого согласно статье 379 НК) с требованием выписать ему ЭСФ по данному обороту, а Поставщик будет обязан исполнить это требование НЕ позднее 195 к.д. после даты совершения такого оборота. И если последний срок обращения Покупателя за ЭСФ истекает на 180й календарный день после даты оборота, то поставщику ещё даётся уже привычные нам 15 к.д. на выписку ЭСФ , в итоге 180 +15 = 195 к.д. с даты оборота, о чём толкует п. 2 статьи 413 НК в новой редакции.
Дата ответа: 23.12.2022 года. Источник.
Вопрос:
Какие были изменения в ИС «Электронные счета-фактуры» проведены по обновлению системы 21 декабря 2022 года?
Ответ:
Обновление системы проведено с целью добавления следующих функционалов:

1. Изменение механизма обработки декларации на товары (далее – ДТ):
При получении с АСТАНА-1 декларации на товары, в случае если в ДТ указан код таможенной процедуры 40, код страны KZ, в товарной части код представленного документа 06011 и указан номер действующего сертификата СТ-1, либо СТ-КЗ, то при поступлении товара на Виртуальный склад, в источниках происхождения будет указан номер документа сертификата и товару будет присвоен признак происхождения 3, либо 4 в зависимости от кода ТНВЭД.
При обработке таких ДТ система осуществляет проверку принадлежности сертификата налогоплательщику, срок действия сертификата и единицу измерения товара в ДТ на соответствие сертификату, а также соответствие кода ТНВЭД и наименования товара (символы, пробелы, переносы не учитывая) в ДТ и сертификате. Количество товара в ДТ не должно превышать количество товара в сертификате.

2. Изменение механизма выписки ЭСФ участниками совместной деятельности:

При выписке ЭСФ участниками совместной деятельности – плательщиками НДС, которые находятся на территории СЭЗ, доступно указания в разделе H «Сведения по Участникам договора совместной деятельности» в поле H12 «НДС - ставка» значения «0%».

В меню «Регистрационный учет» - «Оператор-подрядчик» при добавлении контракта с типом «Договор совместной деятельности» доступна возможность указания в поле «Доля участия» значения «0» у одного из подрядчиков при условии, что общая доля равна значению «100».

При выписке ЭСФ участниками совместной деятельности по контакту «Оператор-подрядчик» допустимо указания доли участия 0% и 100 %.

При выписке исправленного ЭСФ участниками совместной деятельности допустимо изменение доли участия при ее изменении в контракте «Оператор-подрядчик».
Дата ответа: 22.12.2022 года.
Вопрос:
Полугодовой график комплексных выездных таможенных проверок на первое полугодие 2023 года утвержден приказом Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 16 декабря 2022 года № 717.
Ответ:
Дата ответа: 20.12.2022 года.
Вопрос:
Правила освобождения от НДС импорта товаров изменены.
Ответ:
В Правила освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров внесены изменения Приказом № 1213 от 30 ноября 2022 года.

Правила привели в соответствие с изменениями в статью 399 Налогового кодекса, где Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость, дополнен пп. 10-1):

материалов, оборудования и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, медицинских изделий, включая протезно-ортопедические изделия, сурдотифлотехнику, специальных средств передвижения, предоставляемых лицам с инвалидностью. Перечень товаров, указанных в настоящем подпункте, утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом.
Таким образом, Правила освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 399 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс) и определяют порядок освобождения от налога на добавленную стоимость импорта товаров, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 8), 9), 10), 10-1), 11), 12), 13) пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса.

В связи с этим п.13, 14 и 17 Правил изложены в новой редакции:

13. Освобождение от налога на добавленную стоимость импорта лекарственных средств любых форм, медицинских изделий, ввезенных в соответствии с пунктом 1 статьи 251 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс), применяется при условии:
1) представления в орган государственных доходов Республики Казахстан копии лицензии на фармацевтическую деятельность или медицинскую деятельность, или выписка о приеме уведомления о начале или прекращении осуществления деятельности или определенных действий (далее – выписка о приеме уведомления), выданного на оптовую реализацию медицинских изделий в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» (далее – Закон);
2) наличия сведений о регистрации в Государственном реестре лекарственных средств и медицинских изделий Республики Казахстан (далее – Государственный реестр) или представление копий регистрационного удостоверения на лекарственные средства и медицинских изделий, выданного в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 9 февраля 2021 года № ҚР ДСМ-16 «Об утверждении правил государственной регистрации, перерегистрации лекарственного средства или медицинского изделия, внесения изменений в регистрационное досье лекарственного средства или медицинского изделия» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22175), или выписки из Государственного реестра, выдаваемой государственным органом в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий для зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств и медицинских изделий, или заключения (разрешительного документа) государственного органа в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий о ввозе не зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств и медицинских изделий и в случаях, установленных пунктами 3 и 4 статьи 251 Кодекса.
При импорте товаров в рамках договоров о государственных закупках, договоров, заключенных для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования вместо вышеуказанных документов, за исключением копии лицензии на фармацевтическую или медицинскую деятельность (для видов деятельности, подлежащих лицензированию) или выписки о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинских изделий, в органы государственных доходов представляется договор, заключенный между заказчиком и поставщиком, осуществляющим импорт.
14. При импорте материалов, оборудования и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, медицинских изделий, включая протезно-ортопедические изделия, сурдотифлотехники, протезно-ортопедических изделий, а также специальных средств передвижения, предоставляемых лицам с инвалидностью, представляются в орган государственных доходов Республики Казахстан копии лицензии на фармацевтическую деятельность или медицинскую деятельность, или выписки о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинских изделий.»;
17. Товары, указанные в настоящей главе (за исключением средств передвижения, предоставляемых лицам с инвалидностью) используются:
1) субъектами здравоохранения для осуществления медицинской или фармацевтической деятельности в Республике Казахстан в соответствии с лицензиями на осуществление указанных видов деятельности или выписки о приеме уведомления, выданного на оптовую реализацию медицинских изделий;
2) физическими или юридическими лицами для осуществления ветеринарной деятельности в Республике Казахстан в соответствии с лицензиями на осуществление данного вида деятельности (только для лицензируемых видов деятельности в области ветеринарии), а для видов деятельности в области ветеринарии, не подлежащих лицензированию, - в соответствии с уставом юридического лица или подтверждением о присвоении учетного номера или уведомлением о начале или прекращении предпринимательской деятельности в области ветеринарии.
При использовании импортером и (или) лицами пользующимися (владеющими) на территории Республики Казахстан указанных товаров (за исключением средств передвижения, предоставляемых лицам с инвалидностью) в целях, не соответствующих медицинской, фармацевтической или ветеринарной деятельности в Республике Казахстан, а также дальнейшего вывоза товаров с территории Республики Казахстан (за исключением вывоза в таможенной процедуре реэкспорта), налог на добавленную стоимость, не уплаченный при таможенной очистке таких товаров, подлежит уплате в бюджет в соответствии с налоговым законодательством или таможенным законодательством Евразийского экономического союза или Республики Казахстан.


Изменения вводятся с 18 декабря 2022 года.

Дата ответа: 15.12.2022 года.
Вопрос:
Утверждены проверочные листы по СУР для 45 видов деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ответ:
Утверждены критерии оценки степени риска и проверочные листы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения Совместным приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № ҚР ДСМ-152 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года № 117.

Скачать полную версию документа.
Дата ответа: 12.12.2022 года.
Вопрос:
Каким способом можно рассчитать размер оборота по реализации безвозмездной услуги?
Ответ:
Размер оборота по реализации по безвозмездно выполненным работам, оказанным услугам определяется исходя из балансовой стоимости товаров, стоимости работ, услуг в случае одновременного соответствия следующим условиям:
использованы на безвозмездное выполнение работ, оказание услуг;
НДС при приобретении таких товаров, работ, услуг был учтен как НДС, разрешенный к отнесению в зачет, включая определенный пропорциональным методом;
подлежат отнесению (отнесены) в бухгалтерском учете налогоплательщика к расходам в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

На основании вышеизложенного, в целях исчисления НДС размер оборота по реализации при безвозмездном оказании услуг определяется в соответствии с пунктом 5 статьи 381 Налогового кодекса исходя из балансовой стоимости услуги при соблюдении условий, установленных указанных пунктом.

Дата ответа: 01.12.2022 года.
Вопрос:
Зачем нужно применении ТИС в НДС?
Ответ:
ТИС - интегрированная система, состоящая из ККМ с функцией фиксации и передачи данных, системы (устройства) для приема безналичных платежей, а также оборудования (устройства), оснащенного системой автоматизации управления торговли, оказания услуг, выполнения работ и учета товаров, или программно-аппаратного комплекса, заменяющего все три компонента интегрированной системы.

Система (устройство) для приема безналичных платежей - электронно-механическое устройство для приема к обслуживанию платежных карточек, мобильное приложение и веб-сервисы банков, платежных организаций, обеспечивающие осуществление мгновенных платежей без использования платежных карточек, вне зависимости от обслуживания участников безналичного платежа в одном или разных банках, с моментальным зачислением денег в пользу бенефициара.

Согласно указанным требованиям, все три составляющие должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы реализованный товар в ERP системе не мог быть списан со склада, если по нему не выбит чек ККМ или ККМ и POS терминал.

В случае осуществления расчетов в безналичной форме перечислением с одного банковского счета на другой банковский счет (с использованием платежного поручения и т.д.) применение ККМ не требуется, соответственно вышеуказанные обороты не относятся к оборотам с использованием ТИС.

Таким образом, увеличение порога по доходам (оборотам), в том числе и установленного для постановки на учет по НДС производится по безналичным расчетам с использованием платежных карточек и (или) мобильных платежей с обязательным применением ТИС.

При этом следует отметить, что увеличение порога не распространяются на расчеты, произведенные в наличной форме, а также в безналичной форме перечислением с одного банковского счета на другой банковский счет (с использованием платежного поручения и т.д.).

Также сообщаем, что применение ТИС носит добровольный характер, и иные условия для применения ТИС Налоговым кодексом не предусмотрены.

Дата ответа: 30.11.2022 года.
Вопрос:
Вправе ли предприниматель заключать неограниченное количество сделок с одним и тем же поставщиком?
Ответ:
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут заключать неограниченное количество договоров (сделок), при этом ограничение распространяется на осуществление платежа в наличном порядке по сделке на сумму свыше 1000 МРП независимо от срока его действия и периодичности осуществления.

Однако на практике юридические лица заключают несколько однородных договоров в целях уклонения от исполнения нормы пункта 9 статьи 25 Закона РК «О платежах и платежных системах».

В этой связи, органами госдоходов и судами сформирована практика рассмотрения административных дел, когда по фактам искусственного дробления соответствующих сделок правонарушители привлекаются к ответственности по статье 266  КоАП.

Таким образом, если общая сумма одного договора (сделки) между индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами не превышает 1000 МРП, то расчет по такому договору может осуществляться в наличной форме. В случае превышения суммы договора указанного показателя, платежи по нему должны осуществляться исключительно в безналичном порядке.

Дата ответа: 29.11.2022 года.
Вопрос:
Как участнику МФЦА отражать в декларации по НДС (ф. 300.00) обороты, освобожденные от НДС?
Ответ:
Обороты по реализации финансовых операций, освобожденные от НДС в соответствии со статьей 397  Налогового кодекса и (или) с пунктом 8-2 статьи 6 Конституционного закона РК «О Международном финансовом центре Астана», подлежат отражению в строках 300.00.005А, 300.02.005В Декларации по НДС (форма 300.00).

При этом участник МФЦА при представлении Декларации по НДС (форма 300.00) осуществляет отметку ячейки «D» - участник МФЦА в соответствии с Конституционным законом РК «О Международном финансовом центре Астана».

В связи с чем, не требуется разработка отдельной Декларации по НДС для участников МФЦА и внесение изменений и дополнений в Правила составления Декларации по НДС (форма 300.00).

Дата ответа: 26.11.2022 года.
Вопрос:
Требуется ли выписка ЭСФ и СНТ при мобильных платежах и при оплате через систему мгновенных платежей
Ответ:
Вид платежа СМП и мобильные платежи являются отдельными видами платежей и не подпадают под понятие «средство электронного платежа».

Выписка счета-фактуры не требуется при реализации товаров, предусмотренных подпунктами 2), 5) и 7) пункта 1 статьи 412 Налогового кодекса, если покупателем товаров является физическое лицо, которое использует приобретенный товар в целях личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (конечное потребление) или физическое или юридическое лицо, являющееся субъектом микропредпринимательства, а также если реализуются товары, работы, услуги, не предусмотренные подпунктами 2), 5) и 7) пункта 1 статьи 412 Налогового кодекса, и выдан чек ККМ.

Таким образом, поскольку мобильные платежи или платежи через систему мгновенных платежей не относятся к расчетам с использованием средств электронного платежа, то налогоплательщик обязан выписать ЭСФ.

Вместе с тем, при розничной реализации товаров, расчеты за которые осуществляются электронными деньгами, или с использованием средств электронного платежа, налогоплательщик вправе не оформлять СНТ.

Дата ответа: 23.11.2022 года.
Вопрос:
Налагается ли штраф за превышение суммы оборота при несвоевременной постановке на учет по НДС?
Ответ:
Статья 269 КоАП. Нарушение срока постановки на регистрационный учет в органе гос доходов

3. Нарушение налогоплательщиком срока подачи налогового заявления о постановке на учет по НДС –

влечет штраф в размере 50МРП.

Статья 275. Сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности

1. Сокрытие налогоплательщиком объектов налогообложения – за период непостановки на учет в качестве плательщика НДС&:

влечет штраф в размере 15% от суммы оборота за период непостановки на учет.

Под сокрытием объектов налогообложения понимается также непринятие налогоплательщиком на учет товаров, импортированных на территорию РК с территории государств - членов ЕАЭС.

Под совершением оборота понимается облагаемый оборот, определяемый в соответствии с налоговым законодательством РК

ВЫВОД:
В случае, если размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по НДС превышает в течение календарного года минимум оборота (20 000 МРП), налогоплательщики обязаны подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС. Налоговое заявление подается не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение размера оборота над минимумом оборота.

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи налогового заявления в орган государственных доходов о постановке на регистрационный учет по НДС влечет штраф в размере 50 МРП.

Совершение оборота за период непостановки на учет в качестве плательщика НДС влечет штраф в размере 15% от суммы оборота за период непостановки на учет.

Например, если превышение возникло в августе, то нужно было подать до 10 сентября заявление на постановку. Следовательно, на сумму оборота с сентября до момента постановки штраф 15% от суммы оборота, плюс за нарушение сроков постановки - 50 МРП.

Дата ответа: 17.11.2022 года.
Вопрос:
Какие данные можно не указывать в деклации при вывозе товара?
Ответ:
При вывозе товаров с территории Евразийского экономического союза в случае, если декларант не располагает на момент подачи декларации на товары точными сведениями, необходимыми для заявления в такой декларации, возможно произвести неполное таможенное декларирование. Особенность данного положения регламентируется статьей 115 Таможенного кодекса ЕАЭС.
При этом должны быть заявлены все сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, за исключением следующих сведений, которые могут не указываться:
1) о получателе товаров;
2) о стране назначения товаров и (или) торгующей стране;
3) о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров;
4) об упаковках товаров (количество, вид, маркировка и порядковые номера).

После выпуска товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в неполном виде, декларант обязан представить таможенному органу недостающие сведения путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, не позднее восьми месяцев со дня выпуска товаров.

Дата ответа: 14.11.2022 года.
Вопрос:
ТОО временно ввезло товары на территорию РК из РФ, в связи с чем была своевременно оформлена СНТ на временный ввоз товаров и Уведомление о ввозе товаров по форме 016.00.

Необходимо ли предоставлять уведомление по форме 016.00 при вывозе обратно из РК в РФ этих товаров и как в уведомлении заполнить строку 3 «Перемещение товаров»?
Ответ:
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, в пределах компетенции сообщает следующее.

Временный ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза регламентируется статьей 440 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Согласно пункту 7 статьи 440 Налогового кодекса налогоплательщик обязан уведомлять налоговые органы при ввозе (вывозе) товаров, указанных в подпунктах 1) и 2) части второй пункта 5 и подпункте 2) пункта 6 статьи 440 Налогового кодекса.

Форма уведомления о ввозе (вывозе) товаров, порядок и сроки его представления в налоговые органы утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 6 февраля 2018 года № 131 «Об утверждении формы уведомления о ввозе (вывозе) товаров, Правил и сроков ее представления» (далее – Правила).

Уведомление о ввозе (вывозе) товаров (далее – Уведомление) представляется налогоплательщиком в орган государственных доходов по месту нахождения (жительства) по каждому договору (контракту), на основании которого осуществлен ввоз (вывоз) товаров, и коду товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности государств-членов Евразийского экономического союза отдельно.

Таким образом, в рассматриваемом случае у налогоплательщика при вывозе товаров с территорий Республики Казахстан ранее ввезенного с территории Российской Федерации необходимо представить Уведомления с указанием отметки в ячейки 3II в строке 3 «перемещение товаров» и в графе 7 указать регистрационный номер ранее представленного уведомления.

Дополнительно сообщаем, о том, что Комитетом проводится работа по внесению изменений в Правила по заполнению формы уведомления.

Дата ответа: 09.11.2022 года.
Вопрос:
ТОО на ОУР плательщик НДС. Планирует заниматься переработкой сельскохозяйственной продукции, а именно приобретать зерно и получать муку, и в последствии осуществлять продажу муки.

Вопрос: можем мы применить льготу по НДС согласно статью 411?

Когда необходимо переходить на раздельный метод учета (начиная с квартала начала этой деятельности или необходимо ждать начала нового года)?

И попадем мы под категорию переработчиков (ответ на эту часть вопроса особенно ВАЖЕН), если мы покупаем зерно у местных производителей и передаем на переработку другому ЮЛ согласно договору услуг по переработке, а они нам передают муку, и мы осуществляем реализацию муки? Или мы должны иметь мощности и перерабатывать сами?

Управление статистики нам ответили, что мы соответствуем коду ОКЭД 10611 Производство муки, аргументируя тем, что заказчик, который передает на исполнение подрядчику весь производственный процесс и которому принадлежат основные исходные материалы и конечная готовая продукция, классифицируется в секции С «Обрабатывающая промышленность».

Но может мы не совсем верно что то понимаем, поэтому просим рассмотреть эту ситуацию с точки зрения ДГД.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 411 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) следующие лица вправе относить в зачет дополнительную сумму налога на добавленную стоимость (далее – НДС) юридические лица – по оборотам по реализации товаров, являющихся результатом осуществления переработки сельскохозяйственной продукции, продукции рыбоводства.

К переработке сельскохозяйственной продукции, продукции рыбоводства относятся следующие виды деятельности, за исключением деятельности в сфере общественного питания:

✔️  производство мяса и мясопродуктов;
✔️  переработка и консервирование фруктов и овощей;
✔️  производство растительных и животных масел и жиров;
✔️  переработка молока и производство сыра;
✔️  производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности;
✔️  производство готовых кормов для животных;
✔️  производство хлеба;
✔️  производство детского питания и диетических пищевых продуктов;
✔️  производство продуктов крахмалопаточной промышленности;
✔️  переработка шкур и шерсти сельскохозяйственных животных;
✔️  подготовка хлопчатобумажного волокна, хлопка-волокна;
✔️  переработка рыбы живой;
✔️  производство дрожжей;
✔️  производство шоколада, сахаристых кондитерских изделий, печенья и мучных кондитерских изделий длительного хранения при условии заключения налогоплательщиком соглашения в порядке, определенном уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;
✔️  производство сахара из сахарной свеклы.

Согласно Общему классификатору видов экономической деятельности НК РК 03-2019 (далее – ОКЭД) к классу 1061 Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности относится подкласс 10611 Производство муки.

Пунктом 2 статьи 411 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 данной статьи, вправе применять положения указанной статьи при условии ведения раздельного учета: оборотов по реализации по деятельности, предусмотренной пунктом 1 указанной статьи, и иной деятельности; подлежащих получению (полученных) товаров, работ, услуг, которые используются или будут использоваться в деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, и иной деятельности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 194 Налогового кодекса раздельный налоговый учет ведется налогоплательщиками (налоговыми агентами) на основании данных учетной документации в соответствии с утвержденной налоговой учетной политикой и с учетом положений, установленных указанной статьей.

На основании вышеизложенного, положения подпункта 2) пункта 1 статьи 411 Налогового кодекса применяются юридическим лицом, осуществляющим производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, в том числе производство муки.

Вместе с тем учитывая, что в рассматриваемом случае, производство муки фактически осуществляет иное юридическое лицо, соответственно, положения подпункта 2) пункта 1 статьи 411 Налогового кодекса ТОО не применимы.

Кроме того условия для ведения раздельного учета предусмотрены пунктом 2 статьи 411 Налогового кодекса, при этом ведение раздельного налогового учета производится на основании данных учетной документации в соответствии с утвержденной налоговой учетной политикой с начала осуществления сельскохозяйственной и иной деятельности.

Дата ответа: 01.11.2022 года.
Вопрос:
Прошу дать разъяснения по следующей ситуации: 25.08.22 мною из РФ был завезен кирпич, для строительства своего частного дома, не предназначенный для продажи и не используемый в предпринимательской деятельности, на сумму 500 000 рублей.

Почему я должна оплатить НДС на импорт товаров из ЕАЭС?
Ответ:
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, в пределах компетенции сообщает следующее.

Согласно подпункту 2) статьи 438 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) плательщиками налога на добавленную стоимость в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) являются лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза, в том числе физические лица, импортирующее товары в целях предпринимательской деятельности.

Критерии отнесения товаров к импортируемым в целях предпринимательской деятельности устанавливаются уполномоченным органом.

Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 1 февраля 2018 года № 104 (далее – Приказ), утверждены критерии отнесения товаров к импортируемым товарам физическими лицами, в целях предпринимательской деятельности.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Приказа, ввоз физическим лицом, с территории государств-членов ЕАЭС товаров стоимость которых превышает за календарный год 12-кратный минимальный размер заработной (далее – МЗП) платы, установленный законом Республики Казахстан о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года, является импортом, в целях предпринимательской деятельности.

Согласно подпункту 1) статьи 9 Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2022 – 2024 годы», МЗП составляет 60 000 тенге.

Таким образом, стоимость товаров, импортируемых физическим лицом для личного пользования не должен превышать 720 000 тенге. При этом, стоимость товара, указанного в обращении, составляет 3 930 000 тенге.

На основании вышеизложенного, в рассматриваемом случае, возникает обязательство по уплате налога на добавленную стоимость по импортированным товарам.

Дата ответа: 01.11.2022 года.
Вопрос:
У поставщика нет возможности выписать дополнительный ЭСФ на возврат, так как продажа товаров была проведена в 2015 году и обязательств по выписке ЭСФ отсутствовало и сейчас нет возможности выписать основной ЭСФ с признаком «Выставление ЭСФ, ранее выставленного на бумажном носителе»- так как портал ИС ЭСФ выдает ошибку по истечению срока исковой давности.

За не выписку ЭСФ - штраф. Как быть?
Ответ:
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, в пределах компетенции сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 420 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) выписка дополнительного счета-фактуры производится поставщиком в случае корректировки размера оборота в соответствии со статьей 383 Налогового кодекса.

При этом согласно пункту 37 Правил выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур, утвержденные Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370, исправленный или дополнительный электронный счет-фактура (ЭСФ) выписывается в пределах срока исковой давности, установленного налоговым законодательством, с даты выписки ЭСФ, к которому выписывается дополнительный или исправленный ЭСФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса если иное не предусмотрено данной статьей, срок исковой давности составляет три года.

При этом согласно пункту 4 статьи 48 Налогового кодекса течение срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5, 6, 7, 8 и 12 данной статьи.

На основании вышеизложенного, выписка дополнительного ЭСФ производится в пределах срока исковой давности, соответственно в приведенном в обращении случае, выписка дополнительного ЭСФ на возвращенный товар ранее реализованный в 2015 году, не осуществляется.

Дата ответа: 24.09.2022 года.
Вопрос:
Какие равила администрирования НДС на импорт товаров из Китая и Турции?
Ответ:
Приказом и.о. Министра финансов РК от 17 сентября 2022 года № 965 утверждены Правила и срок реализации пилотного проекта по администрированию налога на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан (далее - Пилотный проект). Приказ вводится в действие с 3 октября 2022 года.

Пилотный проект реализуется с целью совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость при импорте товаров на территорию Республики Казахстан и дальнейшей реализации, мониторинга прозрачности показателей по объему импортируемых товаров, улучшения финансовых и налоговых показателей налогоплательщиков, а также внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс по администрированию НДС при импорте товаров.

Срок реализации пилотного проекта – с 1 октября 2022 года до 31 декабря 2025 года.

Участниками пилотного проекта являются налогоплательщики, одновременно соответствующие следующим условиям:

- осуществляющие импорт товаров на территорию Республики Казахстан из Китайской Народной Республики и Турецкой Республики, реализующие такие товары на территорию Республики Казахстан, в страны Евразийского экономического союза;

- являющиеся резидентом Республики Казахстан;

- осуществляющие не менее 10 (десяти) товарных партий (деклараций на товары) за 1 (один) месяц;

- использующие информационную систему электронный счет-фактура;

- имеющие в наличии штат работников для осуществления соответствующего вида деятельности;

- имеющие в наличии необходимые активы на праве собственности и (или) аренды для перевозки, складирования, хранения и реализации товаров при осуществлении деятельности;

- использующие контрольно-кассовые машины при реализации за наличный расчет;

- осуществляющие перечисление финансовых средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле;

- осуществляющие автоматизированные бухгалтерский и (или) налоговый учеты;

- предоставляющие онлайн доступ к информационным системам, предназначенным для ведения бухгалтерского и (или) налогового учетов, содержащими первичные бухгалтерские документы (при внедрении);

- использующие интернет-банкинг;

- реализующие товары по стоимости не ниже, указанной в декларации на товары при импорте товаров;

- имеющие в наличии декларации на товары страны отправления;

- изъявившие желание участвовать в пилотном проекте в порядке, установленном настоящими Правилами, и заключившие Соглашение об участии в пилотном проекте по администрированию налога на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан (далее – Соглашение).


Участники пилотного проекта подлежат отнесению к категории низкого уровня риска в таможенной системе управления рисками с даты подписания Соглашения в соответствии со статьей 452 Кодекса РК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» и налоговой системе управления рисками в соответствии с подпунктом 2) пункта 5 статьи 136 Налогового кодекса.


Налогоплательщик в ходе реализации пилотного проекта обязан:

1) обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение всех операций по финансово-хозяйственной деятельности в информационных системах, предназначенных для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов, ведения учета первичных бухгалтерских документов;

2) предоставлять доступы органам государственных доходов:

к информационной системе, предназначенной для автоматизации бухгалтерского и (или) налогового учетов;

к информационной системе, содержащей первичные бухгалтерские документы (при внедрении);

к первичным бухгалтерским документам и информации относительно объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в том числе историческим данным;

к банковским платежным документам;

3) обеспечить доступ органам государственных доходов, реализующим пилотный проект, на территорию и (или) в помещение участника пилотного проекта и предоставить им рабочее место;

4) обеспечить доступ к местам хранения товаров и документаций для проведения учета и инвентаризации в рамках пилотного проекта;

5) представлять по запросу органов государственных доходов, реализующих пилотный проект, договор на проведение аудита, аудиторский отчет и (или) аудиторское заключение по аудиту, при их наличии в срок, указанный в запросе;

6) извещать о внесении изменений и дополнений в налоговую учетную политику в период реализации пилотного проекта, если такие изменения и дополнения влияют на налоговые обязательства, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента внесения таких изменений и дополнений;

7) представлять письменные пояснения по запросам Комитета по вопросам, относящимся к предмету пилотного проекта в срок, указанный в запросе;

8) соответствовать условиям реализации пилотного проекта, указанным в Соглашении и настоящих Правилах, на период реализации пилотного проекта;

9) исполнять иные обязательства, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.


Заявление для участия в пилотном проекте направляется налогоплательщиками в Комитет госдоходов или по почте заказным письмом с уведомлением.

После поступления заявления от налогоплательщика проводится предпроектное обследование с непосредственным посещением объектов налогообложения, в том числе складских помещений с инвентаризацией товароматериальных ценностей на период обследования. Срок предпроектного обследования не должен превышать 30 (тридцать) рабочих дней.

Результаты предпроектного обследования отражаются в акте предпроектного обследования, на основании которого Комитет госдоходов письменно сообщает налогоплательщику о возможности заключения Соглашения либо направляет письменный отказ с указанием обоснований. При этом отказ в заключении Соглашения не препятствует повторной подаче Заявления для участия в пилотном проекте.

В случае положительного решения Комитет госдоходов направляет участнику пилотного проекта по почте заказным письмом с уведомлением Соглашение в 2 (двух) экземплярах для подписания.

Участник пилотного проекта после подписания Соглашения представляет его в Комитет осдоходов в явочном порядке или направляет по почте заказным письмом с уведомлением.
Дата ответа: 23.09.2022 года.
Вопрос:
ИП не оплатил НДС на Импорт и не сдал ФНО 328.00? Какой будет штраф?
Ответ:
Лицам, зарегистрированным в качестве ИП, следует быть особо внимательным при ввозе в страну товаров, закупленных для собственных нужд. Может оказаться так, что в адрес ИП придет уведомление о неуплате НДС на импорт и несвоевременной сдаче ф.328.00. Как такое возможно? И будет ли штраф? Давайте разберемся…Если ИП ввозит в страну товары, предназначенные не для перепродажи, а для личного использования, необходимо следить, чтобы их количество не превысило нормы, установленные для товаров для личного пользования. В противном случае налоговая сочтет излишки импортом. А значит, у ИП возникнет обязанность уплатить НДС на импорт и сдать ф.328.00.

Согласно ст.438 НК РК плательщиками НДС в ЕАЭС являются в т.ч. лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан с территории государств - членов ЕАЭС.

При этом косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию РК:

▪️товаров, ввозимых физлицами не в целях предпринимательской деятельности;
▪️товаров, ввозимых с территории государства - члена ЕАЭС в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (п.6 ст.440 НК РК).

Приказом Минфина РК №104 от 01.02.2018 г. (с изменениями согласно Приказа Минфина №43 от 17.01.2022 г.) установлены критерии для отнесения товаров, в т.ч. подакцизных, к товарам импортируемым физическими лицами с территории государств - членов ЕАЭС в целях предпринимательской деятельности.

Так, будут признаваться ввозимыми в целях предпринимательской деятельности:

▪️ввоз с территории государств - членов ЕАЭС на территорию РК товаров, стоимость которых превышает за календарный год 12 МЗП (720 000 тг в 2022 г.).
▪️ввоз товаров в течение 1 года в адрес физлица с территории государств - членов ЕАЭС в следующем количестве:
▪️изделия из меха, в том числе головные уборы – более 1 шт одного наименования на человека;
▪️мобильный телефон – более 2 единиц на человека;
▪️планшет – более 2 единиц на человека;
▪️стационарный, переносной (портативный) компьютер и принадлежности к нему – более 2 единиц на человека;
▪️ювелирные изделия – более 5 предметов на человека;
▪️велосипед – более 1 единицы на человека;
▪️детская коляска – более 2 единиц на человека;
▪️транспортные средства, в том числе в несобранном виде – более 1 единицы.

Это требование не распространяется на товары, бывшие в употреблении, имеющие признаки износа, необходимые в пути следования или месте назначения и при отсутствии бирок, ярлыков, этикеток, первичной упаковки.

Следовательно, если лицо ввозит из ЕАЭС в РК товары, стоимость которых превышает 12 МЗП, а также если их количество превышает установленное, то данное физлицо должно сдать ф.328.00 и уплатить в бюджет исчисленный НДС на импорт. Если такое лицо уже зарегистрировано в качестве ИП, налоговая направит соответствующее уведомление в адрес ИП.

Согласно п.1 ст.287 КоАП РК штраф за неуплату, неполную уплату, либо несвоевременную уплату НДС на импорт составляет:

?на физических лиц -10 МРП;
?на субъектов малого предпринимательства или НКО – 30 МРП;
?на субъектов среднего предпринимательства – 40 МРП;
?на субъектов крупного предпринимательства – 50 МРП.
Дата ответа: 20.09.2022 года.
Вопрос:
При импорте из ЕАЭС сертификат о происхождении товара обязателен?
При сдаче ФНО 328.00 нет же обязательств на наличие сертификата? Или при проверке могут требовать налоговые органы?
Ответ:
При сдаче ФНО 328.00 при импорте со стран ТС предоставление сертификата о происхождении товара необязательна согласно ст. 456 НК РК.
Дата ответа: 24.12.2021 года.
Вопрос:
Раздел 328.01 стр.2, дата принятия учёта товара. Всегда указывала дату прохождения границы, из талона о прохождении границы. Сейчас выдает ошибку, что дата не соответствует налоговому периоду?
Ответ:
Проверьте дату выбора - она должна соответствовать дате талона, если это отчёт за декабрь, то и период выбираете декабрь.
Дата ответа: 17.12.2021 года.
Вопрос:
Была сдана ф.328.00, НДС оплачен и сидит на лицевом счете, подтверждение с таможни есть. Почему в ИС ЭСФ нет формы 328.00 с подтверждением?
Ответ:
ФНО 328.00 оформляется в кабинете налогоплательщика и напрямую поступают к нам в систему в течении 1-5 дней
В систему ИС ЭСФ поступают только подтвержденные ФНО.
Информация по налогоплательщикам в ИС ЭСФ поступает из справочника ИС Налогового Комитета, и Служба поддержки ИС ЭСФ не имеет возможности их править\повлиять на скорость и т.д.
Просим ожидать.
Дата ответа: 14.11.2021 года.
Вопрос:
Проконсультируйте пожалуйста, как происходит растоможка товара ( а именно мед в упаковках) с России в Казахстан, и какие расходы несёт покупатель?
Ответ:
Медпрепараты освобождены от НДС. В таком случае 328.00 несёте на бумажном носителе в ОГД, со всеми документами, подтверждающими освобождение от НДС.
Дата ответа: 24.10.2021 года.
Вопрос:
СНТ и 328.00 форма не сопоставляются. Дать возможность исправить СНТ после подтверждения ОГД в разделе «Данные по товарам» для того, чтобы можно было сопоставить с 328.00 формой? 
Ответ:
На веб-портале ИС ЭСФ реализовано автоматическое сопоставление СНТ и формы 328.00. Также имеется возможность оформления исправленной СНТ, у которой статус «Подтверждён инспектором ОГД» до подтверждения самим импортером.
Дата ответа: 24.09.2021 года.
Вопрос:
Не получается провести сопоставление ФНО 328.00 и СНТ, в последней позиции отличаются единицы измерения, в 328.00 пара (правильно) в СНТ шт (неправильно).
Что нужно сделать? 
Ответ:
Зайдите в Детализацию и измените единицу изменения.
Дата ответа: 06.07.2021 года.
Вопрос:
При сопоставлении ФНО и СНТ,  в СНТ заполняется количество в литрах (алкоголь), на ВС остаток в бутылках. Оформлена и отправлена СНТ количество в бутылках, 328.00 ФНО тоже сдана в бутылках. При сопоставлении в табличной части ФНО 328.00 не заполняется рег. номер 328.00, заполнить вручную невозможно. В результате  сопоставить алкоголь невозможно?
Ответ:
На веб-портале ИС ЭСФ в форме сопоставления количество  товара отображается согласно единицы измерения, указанной в СНТ.
Для автоматического сопоставления необходимо нажать кнопку «Сопоставить» в форме Сопоставления.
Не сопоставленные строки можно сопоставить построчно вручную путем перетаскивания строки из левой части сведений по ФНО в правую часть сведений по СНТ.
После сопоставления в остатках товара актуализируются данные по источнику происхождения товара на номер и товарную позицию из 328.00 формы.
Дата ответа: 01.07.2021 года.
Вопрос:
Можно ли выписать СНТ на реализацию до отправки формы 328.00?
Ответ:
При необходимости  СНТ на реализацию можно выписать, не дожидаясь подтверждения формы 328.00. после подтверждения данная форма автоматически отразится в ИС ЭСФ и необходимо будет обязательно сопоставить ее с СНТ на ввоз.
Дата ответа: 27.06.2021 года.
Вопрос:
Когда ожидается ввод функционала создания ФНО 328 из СНТ?
Ответ:
Формирование ФНО в xml из импортной СНТ функционирует.
Дата ответа: 22.06.2021 года.
Вопрос:
У нас по 250 наименований, в сопоставлении постоянно сбои, хотя вся информация идентичная в 328 и СНТ, постоянно подсвечивает красным половину списка?
Ответ:
Красным подсвечиваются строки с одинаковыми данными, но так как их более одного, то НП должен сам сопоставить путем перетаскивания строки с 328.00 на строку с таким же товаром в СНТ.
Дата ответа: 14.06.2021 года.
Вопрос:
СНТ и 328.00 форма не сопоставляются. Дать возможность исправить СНТ после подтверждения ОГД в разделе «Данные по товарам» для того, чтобы можно было сопоставить с 328.00 формой?
Ответ:
На веб-портале ИС ЭСФ реализовано автоматическое сопоставление СНТ и формы 328.00. Также имеется возможность оформления исправленной СНТ, у которой статус «Подтверждён инспектором ОГД» до подтверждения самим импортером.
Дата ответа: 09.06.2021 года.
Вопрос:
Что необходимо сделать, чтобы на «Виртуальном складе» отразился источник происхождения по ФНО 328.00?
Ответ:
Необходимо произвести сопоставление первичной СНТ по импорту с ФНО 328.00.
Дата ответа: 05.06.2021 года.
Вопрос:
Оплата НДС – при отправке 328.00 получаем подтверждение - делаем сопоставление СНТ и 328.00 и только после этого оформляется СНТ, а если реализация раньше, чем сопоставление, нет возможности на основании СНТ сделать ЭСФ с данными 328.00. Позже все это нужно еще отредактировать в 1С (т.к. отчеты формировать нужно с рабочей базы). Проблема в том, что необходимо сделать много операции и это занимает очень много времени.
Ответ:
Данная проблема возникает на стороне учетных программ предпринимателей, что требует доработки учетных программ предпринимателей.
На портале ИС ЭСФ на основании СНТ можно выписать ЭСФ, где источником происхождения будет импортная СНТ. 

После сопоставления СНТ и ФНО 328.00 выписывать исправленный ЭСФ не требуется, т.к. источник происхождения изменятся автоматически в остатках у всех покупателей по цепочке, в связи с этим, нет необходимости делать дополнительные операции.

Дата ответа: 22.05.2021 года.
Вопрос:
Подтверждение СНТ - формируем 328.00 (в ИС ЭСФ не формируется 328.00 из СНТ);
Ответ:
На портале ИС ЭСФ в Журнале СНТ имеется возможность формирования  ФНО 328.00, в том числе на основании нескольких импортных СНТ
Дата ответа: 11.05.2021 года.
Вопрос:
Если не работает Кабинет Налогоплательщика. Как нам отправить форму 328.00?
Ответ:
Дата ответа: 01.05.2021 года.
Вопрос:
Давно не сдавали заявление по форме 328.00 , может кто знает статью на что могу опереться и объяснить правильность заполнения ЭСФ. 
Наши поставщики отправили дополнительные заявление, где указали наименование товара согласно их заявке, а не так как написано в их заявление
Мы им говорим одно , а они стоят на том что , эти графы должны соответствовать и все.
Ответ:
Откройте правила по выписке ЭСФ.
Пункт 48.  В графе 3 «Наименование товаров, работ, услуг» указывается наименование реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг, соответствующее наименованию товаров, работ, услуг, используемому налогоплательщиком в своих учетных системах.

Пункт 49. В графе 3/1 «Наименование товаров в соответствии с Декларацией на товары или заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» указывается наименование товара, отраженное в графе 31 основного (добавочного) листа декларации на товары при импорте с территории государств, не являющихся государствами-членами ЕАЭС, или в графе 2 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при импорте с территории государства-члена ЕАЭС.

Пункт 57. В графе 3 "Наименование товаров, работ, услуг" указывается наименование реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг, соответствующее наименованию товаров, работ, услуг, используемому налогоплательщиком в своих учетных системах.

Данная графа подлежит заполнению по товарам, работам, услугам, относящимся к Признакам "3", "4", "5", "6" в графе 2 "Признак происхождения товара, работ, услуг".

Пункт 58. В графе 3/1 "Наименование товаров в соответствии с Декларацией на товары или заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов" указывается наименование товара, отраженное в графе 31 основного (добавочного) листа декларации на товары при импорте с территории государств, не являющихся государствами-членами ЕАЭС, или в графе 2 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при импорте с территории государства-члена ЕАЭС.
Дата ответа: 24.04.2021 года.
Вопрос:
Как отозвать ФНО 328 в 2021 году?
Ответ:
Для того, чтобы 328 автоматически отозвалась, НП надо заполнить новое заявление, в котором указать:
✔️ рег. номер ранее представленного заявления,
✔️дату ранее представленного заявления,
✔️выбрать причину «Внесение изменений, не влияющих на размер налоговой базы» (при этом чтобы итоговые суммы по графам 19 и 20 раннее представленного заявления и нового заявления были действительно одинаковые).

Если в новом заявлении не будет ошибок ФЛК, то ранее представленное заявление автоматически поменяет статус на «Отозвано методом замены».
Дата ответа: 21.04.2021 года.
Вернуться назад                            Следующая страница
avgur.kz | ©2016
Редактировать Страницу