Вопросы и ответы по работе в системе маркировке товаров..

Вопрос:
В закон о рекламе внесены изменения.
Ответ:
В закон РК «О рекламе» от 19.12.2003 г. законом от 19.04.2024 г. внесен запрет на рекламу электронных систем потребления (вейпов) ароматизаторов для электронных систем потребления (вейпов).

С июня 2024 г. запрещается реклама, в том числе некурительных табачных изделий, и электронных систем потребления (вейпов) и жидкостей для них, продукции, имитирующей табачные изделия, а так же товаров (работ, услуг) с использованием элементов товарного знака и (или) названия.

Также будет запрещена реклама этих товаров в форме проведения различных мероприятий, в том числе розыгрышей призов, лотерей, направленных на стимулирование спроса.

Так как вейпы под полным запретом, теперь, согласно Уголовному кодексу за оборот некурительных табачных изделий, электронных систем потребления (вейпов), ароматизаторов и жидкостей для них предусмотрено наказание:

1. Продажа и распространение некурительных табачных изделий, электронных систем потребления (вейпов), ароматизаторов и жидкостей для них –
наказываются штрафом в размере до 200 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 200 часов, либо арестом на срок до 50 суток.

2. Ввоз, производство некурительных табачных изделий, электронных систем потребления (вейпов), ароматизаторов и жидкостей для них
наказываются штрафом в размере до 2 000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 600 часов, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

Эти же действия, если они:

1) совершены преступной группой;
2) сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере;
3) совершены неоднократно,

наказываются штрафом в размере до 5 000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 1 200 часов, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.
Дата ответа: 03.05.2024 года. Источник.
Вопрос:
Минимальные розничные цены на алкоголь и табачные изделия с 1 января 2024 года.
Ответ:
Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 22 февраля 2022 года № 196 утверждены минимальные розничные цены на сигареты с фильтром, без фильтра, папиросы, сигариллы и изделия с нагреваемым табаком.

Из-за увеличения ставок акциза в 2023-2024 годах на 14%, стоимости импортируемого сырья и материалов на 20%, инфляции Правительство РК решило:

✍️ Утвердить минимальные розничные цены на 20 (двадцать) сигарет с фильтром, без фильтра, папиросы, сигариллы и изделия с нагреваемым табаком в размере:

✔️ 770 тенге с 1 января 2024 года.

Напомним, минимальные розничные цены на 20 (двадцать) сигарет с фильтром, без фильтра, папиросы, сигариллы и изделия с нагреваемым табаком до 31 декабря 2023 года включительно были установлены в размере семисот десяти тенге.

Кроме того, Приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 4 июля 2023 года № 740 утверждены минимальные розничные цены на водки и водки особые, водки с защищенным наименованием места происхождения товара, крепкие ликероводочные изделия, коньяк и бренди.

✍️ Данным приказом установлены минимальные розничные цены с 1 октября 2023 года по сегодняшний день на:

✔️ водки и водки особые, водки с защищенным наименованием места происхождения товара, крепкие ликероводочные изделия в размере 2 100 тенге за литр;
✔️ коньяк и бренди в размере 3 110 тенге за литр..
Дата ответа: 12.03.2024 года. Источник.
Вопрос:
Пилотный проект по маркировке и прослеживаемости пивоваренной продукции.
Ответ:
Кто может участвовать в Пилоте по маркировке и прослеживаемости пивоваренной продукции.

Обязательна ли маркировка пива.

Минфина РК своим Приказом №73 от 09.02.2024 г. запустил Пилотный проект по маркировке и прослеживаемости пивоваренной продукции.

Стартовал Пилот 15.02.2024 г. Участие в нем добровольное.

Участники Пилота (производители, импортеры, оптовые и розничные реализаторы) должны будут наносить на пивоваренную продукцию средства идентификации. В ходе Пилота будет проверен на практике механизм контроля полноты, эффективности, результативности и достаточности маркировки и прослеживаемости пивоваренной продукции.

Прослеживаемость пивоваренной продукции позволит обеспечить:

✔️ подлинность товара;
✔️ противодействие незаконному ввозу, производству и обороту пивоваренной продукции;
✔️ исключение использования непредусмотренных законодательством схем оборота и производства пивоваренной продукции;
✔️ стандартизацию и унификацию процедур учета оборота пивоваренной продукции.


КГД МФ РК приглашает участников оборота пивоваренной продукции принять участие в Пилоте.
Дата ответа: 05.03.2024 года. Источник.
Вопрос:
Торговля подакцизными товарами, в частности –табачными изделиями, является одной из прибыльных ниш. Поэтому небольшие ИП, особенно те, кто уже занят в сфере розничной торговли, нередко задумываются о расширении ассортимента, добавив в него сигареты. Что нужно учесть, планируя начать розничную продажу сигарет? Требуется ли получать лицензию? Появятся ли какие-либо дополнительные формы отчетности? Давайте разберемся…
Ответ:
Нужна ли лицензия на розничную продажу сигарет?

Реализация табачной продукции в Казахстане подпадает под сферу действия сразу нескольких законов. ИП, который решил начать розничную торговлю сигаретами, необходимо учитывать нормы следующих нормативных документов:

✔️ закон №439 от 12.06.2003 г. «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий";
✔️ закон №202-V от 16.05.2014 г. «О разрешениях и уведомлениях»;
✔️ закон №345 от 08.08.2002 г. «О правах ребенка в Республике Казахстан»;
✔️ Кодекс «О здоровье народа»;

НК РК.

Согласно п.7 ст.1 закона «О государственном регулировании…» под табачными изделиями понимаются продукты полностью или частично изготовленные из табачного листа или других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания, нюханья или иных способов потребления, в том числе с помощью системы нагрева табака или любого иного прибора.
Согласно пп.16 п.1 ст.28 закона «О разрешениях и уведомлениях» получать лицензию требуется только при производстве табачных изделий. Если ИП намерен заниматься только их розничной реализацией, получение лицензии не требуется.

Согласно пп.5 п.1 ст.88 НК РК у лиц, связанных с производством и оптовой реализацией табачных изделий есть обязанность встать на учет в налоговую в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности. Если же реализация планируется исключительно розничная, то вставать на учет не требуется.

Следовательно, перед началом розничной реализации табачных изделий никаких специальных действий предпринимателю совершать не требуется.

Ограничения при продаже табачных изделий.

Несмотря на то, что розничным реализаторам табачных изделий не нужно получать лицензию, они, тем не менее, обязаны соблюдать ряд ограничений при продаже сигарет. Связаны они с тем, что табачные изделия наносят вред здоровью потребителей.

Так, согласно ст.37 закона «О правах ребенка …» запрещается продажа табачных изделий:

✔️ в торговых организациях, реализующих детские товары;
✔️ в учреждениях культуры;
✔️ во время проведения мероприятий для детей

Также согласно п.2 ст.110 Кодекса «О здоровье народа» запрещается продажа табачных изделий:

✔️ лицам в возрасте до 21 года;
✔️ лицами (продавцами) в возрасте до 18 лет;
✔️ из открытых пачек или штучно;
✔️ посредством торговых автоматов, иных электронных или механических устройств;
✔️ в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, стадионов;
✔️ без нанесенного на пачку табачного изделия средства идентификации;
✔️ если пачка табачного изделия содержит менее 20 сигарет;
✔️ в составе наборов с другими товарами;
✔️ с полок самообслуживания;
✔️ в помещениях торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента;
✔️ с выкладкой и открытой демонстрацией табачных изделий
✔️ на территориях и в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метро, в гостиницах.

Полка с табачными изделиями, если ИП решит установить ее в своей торговой точке, должна быть закрытой, без демонстрации товара. Ассортимент покупатель может узнать из перечня. Требования к перечню (п.2 ст.110 Кодекса):

✔️ размер 40*30 см;
✔️ черные буквы на белом фоне;
✔️ буквы одинакового размера;
✔️ перечень составлен в алфавитном порядке с указанием цены;
✔️ отсутствуют графические изображения и рисунки.

Также на видном месте должна быть размещена надпись «Запрещена продажа табачных изделий лицам в возрасте до 21 года», а также предупреждение о вреде курения, утвержденное Минздравом (п.3 ст.110 Кодекса).

Что требует налоговая от розничных реализаторов сигарет?

Помимо требований Кодекса «О здоровье народа» розничный реализатор сигарет обязан соблюдать и требования НК РК.

Так, при обороте табачных изделий в обязательном порядке оформляются сопроводительные накладные на товары (СНТ). Запрещаются оборот и перемещение табачных изделий без наличия СНТ или с нарушением правил оформления СНТ.

Участники оборота табачных изделий со дня осуществления деятельности по розничной реализации маркированных табачных изделий должны:

✔️ зарегистрироваться в ИС ЭСФ и подтверждать СНТ, полученные от поставщика;
✔️ зарегистрироваться в информационной системе маркировки (ИС МПТ) и подтверждать накладные от поставщика;
✔️ в течение 21 календарного дня со дня регистрации в ИС МПТ обеспечить наличие сканера для считывания штрих-кодов с пачек и готовность сканера к информационному взаимодействию с ИС МПТ;
✔️ вносить в ИС МПТ сведения о выводе из оборота табачных изделий (либо посредством сканирования штрих-кода каждой проданной пачки, либо подавая в ИС МПТ уведомление о выводе из оборота).

Если ИП ранее занимался розничной реализацией товаров и его ОКЭД подходит, то отдельно для реализации сигарет ОКЭД добавлять не нужно. Если же ИП занимался другими видами деятельности, а затем решил перейти на розничную реализацию табачных изделий, нужно добавить соответствующий ОКЭД.


Никаких дополнительных форм налоговой отчетности в связи с розничной продажей сигарет не возникает. Если ИП применяет упрощенку, то сдается только ф.910.00.

Чем грозит нарушение требований по продаже табачных изделий?

Если ИП будет пренебрегать требованиями, установленными для продажи табачных изделий, ему грозит административная ответственность в соответствии с КоАП РК.

Так, за нарушение запрета на рекламу сигарет (открытая полка, дополнительные рекламные надписи, кроме разрешенного перечня и т.д.) нарушителю грозит штраф по ст.455 КоАП РК. Согласно п.1 ст.455 КоАП РК штраф составит:

✔️ на физических лиц – 60 МРП;
✔️ на должностных лиц – 80 МРП;
✔️ на субъектов малого предпринимательства -120 МРП;
✔️ на субъектов среднего предпринимательства –170 МРП;
✔️ на субъектов крупного предпринимательства – 450 МРП.

Продажа сигарет несовершеннолетним попадает под действие ст.133 КоАП РК. Штраф составляет (п.1 ст.133 КоАП РК):

✔️ на физических лиц -15 МРП;
✔️ на субъектов малого предпринимательства – 25 МРП;
✔️ на субъектов среднего предпринимательства – 40 МРП;
✔️ на субъектов крупного предпринимательства – 100 МРП.

Протоколы по статье 133 КоАП РК составляют сотрудники внутренних дел (полиция), а дела рассматривают специализированные административные суды по месту совершения правонарушения.

Таким образом, планируя расширить свой ассортимент за счет табачных изделий, ИП следует быть готовым к соблюдению многочисленных ограничений и появлению новых обязанностей. Также возникнут дополнительные расходы на приобретение сканера штрих-кодов DataMatrix, которым необходимо сканировать каждую проданную пачку.
Дата ответа: 25.12.2023 года. Источник.
Вопрос:
Изменены требования к наклеиванию учетно-контрольных марок на жестяную тару слабоградусных ликеро-водочных изделий.
Ответ:
Внесены изменения по наклеиванию учетно-контрольной марки на жестяную тару слабоградусного ликероводочного изделия с крепостью менее двенадцати процентов. Об этом сообщили в Комитете государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» допускается оборот слабоградусного ликероводочного изделия с крепостью менее двенадцати процентов в жестяной таре. Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 172 Налогового кодекса алкогольная продукция за исключением вина наливом и пивоваренной продукции, подлежит маркировке учетно-контрольными марками.

Для жестяной тары (металлических банок) требование о наклеивании учетно-контрольных марок на крышку тару невыполнимо, поскольку при вскрытии потребительской тары невозможно соблюдать требование о нарушении целостности учетно-контрольной марки. Такие требования устанавливась в целях исключения повторного использования учетно-контрольной марки.

В связи с чем в Правила внесено изменение в части исключения требования по наклеиванию учетно-контрольной марки на крышке жестяной тары. На жестяную тару марка приклеивается на боковую поверхность и должна обеспечивать ее идентификацию и считывание штрих-кодовой информации считывающим устройством.

14 ноября 2023 года внесены изменения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 8 февраля 2018 года № 143
Дата ответа: 29.11.2023 года. Источник.
Вопрос:
В средствах массовой информации периодически появляется информация о подорожании спиртосодержащих лекарственных средств в связи с введением акциза на спирт. 
Ответ:
Согласно изменениям, внесённых в Налоговый кодекс в 2022 году, с 1 января 2024 года спирт, используемый при производстве лекарственных средств, будет облагаться акцизом по ставке 600 тенге за 1 литр спирта. Это означает, что в 1 мл спирта сумма акциза составит всего 60 тиын (600тенге/1000мл).

При производстве лекарственных средств используется незначительное количество спирта, при этом, чем меньше содержание спирта в лекарствах, тем незначительнее повышение цены.

Так, согласно утверждённого Технологического регламента для производства настойки пустырника объёмом 25 мл требуется 20,4 мл спирта. Сумма акциза в одном флаконе составит всего 12,2 тенге (60тиын*20,4мл). Соответственно цена одного флакона настойки увеличится только на 9,4% и составит 142 тенге (сейчас цена в аптеках 130 тенге).

Если взять раствор бриллиантовый зелёный «зелёнка», то для производства одного флакона раствора объёмом 10 мл требуется 6 мл спирта. Сумма акциза за один флакон составит всего 3,6 тенге. Соответственно цена одного флакона увеличится только на 2,8% и составит 134 тенге (сейчас цена в аптеках 130 тенге).

По другим лекарствам также будет незначительное увеличение цен, так:

✔️ стоимость флакона настойки валерианы (30 мл) увеличится на 16 тенге или на 10,8%;
✔️ стоимость флакона ротокана (100 мл) увеличится на 20 тенге или на 4,1%;
✔️ стоимость флакона меновазина (50 мл) увеличится на 21,6 тенге или на 7,4%.

Таким образом, информация о существенном повышении цены на лекарства не соответствует действительности.

Вместе с тем, согласно действующему налоговому законодательству фармацевтическая отрасль имеет определённые льготы по налогам, так, производство и импорт лекарственных средств не облагается налогом на добавленную стоимость.
Дата ответа: 22.11.2023 года. Источник.
Вопрос:
Определен предельный размер маркировки лекарственных средств.
Ответ:
Подготовлен проект приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан
«Об определении предельного размера стоимости контрольного (идентификационного) знака, средства идентификации, применяемых в маркировке лекарственных средств»

Проект приказа находится на публичном обсуждении до 19 июня 2023 года.

Определен предельный размер стоимости контрольного (идентификационного) знака, средства идентификации, применяемых в маркировке лекарственных средств в размере 2,40 тенге за единицу без налога на добавленную стоимость.

Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Дата ответа: 07.06.2023 года. Источник.
Вопрос:
Прослеживаемость маркированных лекарственных средств приостановлена до 1 июля 2024 г.
Ответ:
Действие главы 4 Правил маркировки и прослеживаемости лекарственных средств приостановлено до 1 июля 2024 года.

В данной главе Правил  определен порядок прослеживаемости лекарственных средств, маркированных средствами идентификации. При этом прослеживаемость лекарственных средств, маркированных средствами идентификации, обеспечивается путем представления сведений о вводе в оборот, о реализации и (или) передачи, а также о выводе из оборота промаркированных лекарственных средств на территории Республики Казахстан.

Изменения внесены приказом Министра здравоохранения РК от 1 февраля 2023 года № 20 и вводятся в действие с 17 февраля 2023 года.
Дата ответа: 08.02.2023 года.
Вопрос:
Куда нужно наносить код — на обувь или коробку?
Ответ:
Код необходимо нанести на изделие, этикетку или на коробку.
Дата ответа: 11.11.2021 года.
Вопрос:
Мы производим обувь в Казахстане. Что нужно для маркировки товара?
Ответ:
Для начала необходимо зарегистрироваться в ассоциации GS1 Казахстан (если не являетесь действительным членом ассоциации) для получения GTIN (штрих-кода). Затем зарегистрироваться в ИС МПТ , заполнить атрибуты товара в Национальном каталоге товаров (НКТ). Далее необходимо выбрать из своих зарегистрированных карточек товара необходимые модели и соответствующее количество кодов маркировки. Коды маркировки генерируются автоматически в ИС МПТ, далее сформированные Data Matrix коды выгружаются в формате PDF или CSV. Выгруженные коды распечатываются на принтере и готовы к нанесению на обувь или на коробку.
Дата ответа: 10.11.2021 года.
Вопрос:
Мы импортируем обувь из России, товар в Казахстане не растамаживаем, при этом нет возможности нанести коды маркировки у производителя. Где нам нанести коды?
Ответ:
Коды маркировки наносятся до пересечения границы.
Дата ответа: 09.11.2021 года.
Вопрос:
Что такое ИСМПТ?
Ответ:
ЕИС МПТ — информационная система маркировки и прослеживаемости товаров, которая включает Национальный каталог товаров (НКТ) и станцию управления заказами (СУЗ). Участники оборота товаров (отечественный производитель, импортер, представитель розничной торговли) регистрируются в ИС МПТ, в НКТ заводят карточки товара, где описывают атрибутивные характеристики обуви, в СУЗ заказывают коды маркировки (Data Matrix) на соответствующий товар из НКТ.

На данный момент, помимо основной продуктивной среды, функционирует тестовая среда ИС МПТ, в которой участники обувной отрасли могут апробировать весь процесс маркировки — от регистрации до выпуска кодов маркировки Data Matrix.
Дата ответа: 08.11.2021 года.
Вопрос:
Кто и где маркирует обувь?
Ответ:
Если обувь производится в Казахстане, то маркирует ее производитель. Он должен промаркировать продукцию до того, как она будет выставлена на реализацию. Если обувь производится за рубежом (в том числе и в странах ЕАЭС), то маркирует товар импортер. Маркировать обувь в таком случае можно:

✔️ на территории третьих стран;

✔️ на производстве;

✔️ на таможенных складах.
Дата ответа: 07.11.2021 года.
Вопрос:
Сколько будет стоить один код маркировки для одной пары обуви?
Ответ:
В проекте Постановления Правительства РК «Об определении предельного размера стоимости контрольного (идентификационного) знака, средства идентификации, применяемых в маркировке обувных товаров», определен предельный размер стоимости контрольного (идентификационного) знака в размере 2,68 тенге за единицу без налога на добавленную стоимость.
Дата ответа: 06.11.2021 года.
Вопрос:
Какие виды обуви должны маркироваться?
Ответ:
Все виды обуви, соответствующие кодам ТН ВЭД 6401, 6402, 6403, 6404, 6405
Дата ответа: 06.11.2021 года.
Вопрос:
Как производителю работать в системе маркировке обувных товаров?
Ответ:
✔️  С 1 ноября 2021 года вводится обязательная цифровая маркировка обуви, ввезенной или произведенной в РК, с обязательным выводом из оборота маркированных товаров при розничной реализации.

✔️  До 1 ноября 2022 года участники рынка обуви реализуют немаркированную обувь (без маркировки), произведенную, приобретенную (ввезенную) до 1 ноября 2021 года.

✔️  До 1 ноября 2022 года нереализованные немаркированные обувные товары должны быть промаркированы как остатки обувных товаров.

✔️  С 1 ноября 2022 года вводится запрет на реализацию и оборот немаркированной обуви.
Дата ответа: 06.11.2021 года.
avgur.kz | ©2016
Редактировать Страницу